Элементы природы в проектировании детской больницы

Архитектор Кристен Уиттел рассказывает о применении элементов природы в проектировании новой детской больницы в Мельбурне.
Собрано много доказательств ценного влияния природы на процесс выздоровления. Каплан и Каплан продемонстрировали эти преимущества посредством исследования по теории восстановления внимания, раскрывающую значение природного света и самой природы для улучшения самочувствия. В 20м веке архитектор Алвар Аальто показал, как в диалоге с природой создается дизайн. Его формальный язык и использование материалов продемонстрировали, как новый и иногда абстрактный дизайн передает ощущение близкого знакомства и теплоты, в то же время остается функциональным и эргономичным.

Здание фонда Картье в Париже представляет собой офисное здание с территорией паркового типа, где показано, как здания в городах могут быть окружены зеленью и тишиной, привнося природу, ее звуки, цвета и мягкое очарование в жизнь его обитателей.

Известный американский биолог профессор Уильсон упоминает преимущества связи с природой, замечая, что: «Глубокие эмоциональные центры мозга запрограммированы естественным отбором у многих тысяч поколений».

В своей инсталляции в галерее Тейт в Лондоне 2003-2004гг, воссоздавшей виртуальный тип погоды внутри здания, показал, как влияет новое солнце художника Олафура Элайсона на глубинные участки мозга. Пространство имело мощный эффект на детей и использовалось для отдыха и получения удовольствия.

Такое концептуальное влияние было оказано на проект детской больницы в Мельбурне. Без сомнения успешное создание среды, оказывающей психологическое влияние, определяется согласием клиента и архитектора дать преимущество знаниям и опыту пользователей. Наш подход поддержал отдел здравоохранения штата Виктория и самой больницы, многие партнеры и консультанты. Без этой поддержки многие салютогенные черты проекта были бы попросту не реализованы.

Дизайн проекта пытается сымитировать мягкое очарование природы. Используя парковую территорию, проект учитывает салютогенные принципы дизайна и привносит парк в здание, и в то же время создает такой внешний облик, который привносит здание в парк. Нашей целью было пробудить чувства путем создания формы и текстуры, аналогичных природе, а также воспроизвести искусственную природу в зданиях.

 

Архитектурный язык для исцеления

Шансом в данных условиях, на данной площадке стало получение проекта, в котором природа будет воспитывать и лечить: выздоровление будет протекать быстрее и самочувствие улучшаться, если разместить детей, их семьи и персонал в здании, содержащем и отражающем лучшее в природе.

Концепция «парк в здании» оказал влияние на все аспекты планирования больницы. Внимание уделяется природным текстурам, формам и цветам парка, а также материальному выражению этого. Результатом стал уникальный эстетический язык, который формирует новый критерий для проектирования больниц и показывает, как больничное пространство, вдохновленное природой, говорит с ребенком.

Royal Park – это городской парк с холмами площадью 180 гектаров, в центре которого расположен зоопарк. Больница находится в его юго-восточной части. Участок, выбранный под строительство, был парковой территорией, примыкающей к существующей больнице, обращен на оживленную улицу Flemington, являющейся одной из главных магистралей города.

Контраст между городом и парком очевиден. Парк – это спокойный ландшафт со множеством деревьев. Рай для птиц, животных и, конечно, детей. С самого начала стало ясно, что больницу надо располагать целиком в парке, а не в городе, поскольку парк обеспечивает лечебные преимущества и помогает наделить энергией пациентов больницы. Такая ориентация позволила нам создать привлекательные общественные пространства вокруг здания.

Из-за уклона участка мы смогли связать здание с парком на трех уровнях, таким образом, этажи будут обращены к парку в различных точках. Генеральный план предусматривает строительство низкоэтажных зданий, посредством этого обеспечивается наличие сада, купающегося в солнечном свете вне зависимости от времени суток (утро, день или вечер). Мы провели исследование на моделях для подтверждения правоты наших намерений.

Мы попытались привнести парк в здание путем устройства тихих пространств на открытом воздухе по всей длине здания. Это смешение частных, комбинированных и общественных садов было использовано и в разработке внутренних пространств, отражая потребности пользователей.

Здание должно уважать естественное парковое окружение и не казаться напыщенным для приезжающих семей, казаться им неприступным и подавляющим. В то же время исследование показало, что понятность является важным для позитивного опыта посетителей. Ориентация внутри помещений должна быть простой и эффективной, что жизненно необходимо для посетителей.

 

Ознакомленность и свобода

Исследование, проведенное с целевой группой, выявило, что ознакомленность важна для маленьких детей, свобода – для детей постарше, любопытство и фантазия – для детей среднего возраста. Здание призвано предоставить пространство, которое бы дополнительно обслуживало подобные потребности каждой группы.

У нас возникла идея создать центральную внутреннюю улицу – широкую внутреннюю авеню, формирующую центральную линию, объединяя группы зданий и входы в существующие, которые подлежат реконструкции. Обычно австралийские города и пригороды вытянуты в линию, главные учреждения города расположены рядами вдоль центральной улицы. Мы хотели воспроизвести то же самое и создать систему ориентации внутри здания, которая была бы знакомой всем клиентам.

Проектируются улицы намеренно простой формы – линия с петлей – для улучшения ориентации внутри здания и соединения частей больницы. Ориентация – север-юг; вход с оживленным движением расположен около дороги и дает доступ в большую активную зону: зоны информации, торговли и ожидания. Далее улица ведет на север, главные клинические помещения расположены с обеих сторон (восток, запад) вплоть до шестого этажа. В конце улицы к одной стороне примыкает амбулаторное отделение  в месте, глубоко врезающемся в парк.

Мы хотели передать энергию природного окружения в форму и цвет здания. Как и во многих других больницах, повторяющиеся внутренние пространства необходимы с одинаковыми кабинетами и окнами, от этого здания кажутся чужеродными. В приложении к конкретному зданию мы начали с превращения структуры в более дружественную посредством объединения с парком.

Нам хотелось привнести атрибуты древесного полога. Полог – это и защита от солнца, и место для отдыха. Листья рассеивают солнечную энергию, а также дают различные визуальные эффекты в зависимости от погоды. Они блестят, когда идет дождь, тускнеют в облачную погоду, и могут быть яркими при сильном солнечном свете.

Для того чтобы воссоздать эти качества, мы приняли решение изготовить навесы из стекла. Стекло имеет свойство излучать свет, отражать или быть полупрозрачным – что можно наблюдать и в природе. Использование стекла в качестве материала для навеса дало зданию возможность защиты, а также индивидуальность, что крайне необходимо для детского воображения.

Навес изготовлен из двухслойного стекла зеленого цвета. Стекло покрыто глазурью в виде горошка двух размеров, что позволяет оттенкам меняться. Обратная сторона навеса – зеркальная, части навеса расположены таким образом, что отражают происходящее внизу, и это можно видеть прямо из палаты. В дополнение, сложные характеристики и полупрозрачный материал, использованный для навеса, меняют вид в течение дня, в зависимости от угла расположения солнца – как предметы в природе, и это является нашим вкладом в привнесении парка в здание.

На расстоянии навес кажется зеленым, при приближении становится понятно, что зеленый цвет – это серия точек. При еще более близком приближении большие точки состоят из кластеров более мелких точек. Эта вариация отражает расширяемость эстетики природы и дает еще один источник привлекательности здания.

 

Оформление фасада

Здание предназначено в первую очередь для проживания больных детей, и выглядеть оно должно соответствующим образом. В то же время, поскольку здание находилось в сердце парка, мы хотели в какой-то степени согласовать его с окружающей средой. Для разработки органичного вписывания и при необходимости строить повторяющиеся внутренние структуры мы использовали бетонное покрытие мозаичного типа. Мы выбрали О-образные восьмиметровые формы, расположенные рядами. Нами был разработана разновидность бетона под цвет стволов деревьев в парке, один тон смотрелся как старая кора, другой, отшлифованный, подобно коре молодого эвкалипта. Такие О-образные формы составили фасад здания, по форме напоминающего звезду.

Некоторые формы, выбранные наугад, были покрыты зеленой полировкой. Они разбили шахматный порядок и дополнили камуфляж здания. Мы произвели послойную обработку панели для создания эффекта потрескавшегося дерева.  Этот подход является результатом заимствования процесса сброса коры эвкалиптом – дерево сбрасывает старую, темную, грубую кору, обнажая слой новой, гладкой коры яркого зеленого цвета.

Установка ленточных окон необходима для внутренней приспособляемости и функциональности лечебных и исследовательских помещений восточного и западного зданий, но мы хотели скрыть их агрессивную линейность при помощи фасадных систем и добиться схожести текстур и форм с парковыми.

Нами было разработано три фасадных системы: простое глазурование, панели, гравированные мелкой серебряной фриттой и точки (как трафаретная печать на окнах). Некоторые бетонные покрытия имели дополнительное покрытие из стекла, что дало эффект шахматной доски – как отражение текстур и тонов эвкалиптов, растущих в парке. Это решение дало дополнительный эффект структурной поверхности, более декоративной и менее институциональной.

Поскольку дети любят электронные игрушки и прочее, нам предстояло решить актуальный вопрос – как сделать здание интересным для современных детей. В то же время наша фокус-группа подтвердила результат предыдущего исследования об универсальности природы в деле исцеления. Поэтому большое внимание было уделено созданию фасада главного входа для разбивки монолитности большой структуры и придания большей эстетической эффективности.

 

Фасад из пластин

Мы хотели придать зданию незабываемое мощное выражение, для чего и разработали концепцию установки С-образных пластин, которые служат как навес на внешней стороне здания, и придают ему визуальную тематику. Пластины высотой 2,1м изготовлены из стекла для усиления эстетической привлекательности здания. Все цвета заимствованы с фотографии листа дерева. По всей его длине цвет переходил от красного до зеленого. Красный был использован нами для выделения экстренной зоны больницы, он четко определяет место въезда машин скорой помощи. Зеленый используется для оформления главного входа и направления людей внутрь здания.

Пластины нависают на расстояние 1 метра, образуя стеклянный каскад высотой 25м. Подобно многим архитекторам нам было трудно предсказать окончательный вид стеклянной конструкции. Стекло может менять цвет, отражаемость, что не поддается контролю, поэтому-то и сложно предположить окончательный вид здания.

Для изучения оптических свойств стекла по отношению к фактическим световым условиям Мельбурна нами было использовано специальное современное трехмерное программное обеспечение, создающее несмещенные изображения, адекватные реальности. Были изучены и различия между внешним видом и эксплуатационными качествами прозрачного и матового стекла для определения требуемой прочности и полупрозрачности. Изображения позволили нам понять, что при помощи травления стекла кислотой можно добиться большей насыщенности цвета, и, как следствие, большей уверенности в конечном салютогенном эффекте, производимым зданием.

Внешняя часть пластин была протравлена кислотой для придания матовости, которая существенно смягчает внешний вид здания. Внутренняя поверхность – это блестящий глазурованный свес, в контрасте с матовыми поверхностями создается подобие натуральным текстурам и формам.  Пластины также имеют легкий зеркальный налет, в комбинации с различными цветами пластин это обеспечивает защитные эксплуатационные качества.

Каркас для пластин должен был быть невидимым, поэтому его форма и структура были чрезвычайно важны. Мы использовали трубчатый стальной каркас, свисающий с верхней части здания, он соединяется со стеклянным свесом при помощи креплений в форме птичьей ножки. Мы придали каркасу треугольную форму для усиления чувства легкости и деликатности. Нам хотелось обеспечить такой расклад, при котором в глаза бросались бы пластины, а каркас был бы видимым, но вторичным – как взаимосвязь листьев и ветвей на дереве.

Для придания последовательного вида по всему фасаду большинство пластин необходимо было установить под одним углом. Нам хотелось достичь впечатления мощи за счет повторений подобно муравьям, шагающим вверх по фасаду или листьям в лесу. Именно это чувство повтора обеспечивает аллегорию природы и ее естественной красоты. Однако мы предположили, что расположение под одним углом будет слишком плоским, поэтому основная часть пластин расположена под углом в 30º, остальные – под углом 60º.

Важной частью фасада здания стало включение внутренних двориков, которые, буквально, привносят парк в здание. Лоджии, расположенные за пластинами и двориками, разбивают протяженность фасада и обеспечивают визуальный интерес.

Было принято решение украсить платинами свод и потолки над входами, т.е. создать подобие кроны дерева над головами входящих в здание людей. У этих пластин нет механических функций, только эстетическая и эмоциональная, определяет вход, интуитивно вовлекая посетителя внутрь и делая визит в больницу памятным и поднимающим настроение.

 

Поход через лес

Язык визуального общения входа и самого здания мягок. Для обозначения границы входа в дополнение к зеленому цвету пластин над главным входом некоторые ряды пластин были изъяты для визуального распознавания места. Нам хотелось придать лирическое выражение входу в здание, для чего мы разместили деревья в фасаде, тем самым, создав чувство прогулки в лесу.

Большие панели с пазами обрамляют наподобие стволов деревьев. «Деревья» содержат внутри два акриловых листа, один полупрозрачный, другой – с плотным серебристым фоном. Эти листы будут иметь продолговатые отверстия для света. Это решение является не только подражанием деревьям и игре света, но и питает детское любопытство.

С главного выхода посетители попадают на широкую улицу (ширина 16,8м) и понимают, что они находятся в совершенно другом типе больниц. Отвлечение внимания, произведения искусства усиливают впечатление от прогулки по зданию. Яркое, теплое и текстурное оформление пола и стен оживляются естественным светом с крыши, 30% которой остеклено. Подобное окружение помогает подпитывать вкус к жизни, надежду, позитивность и благополучие. Большое количество стекла продолжает тему «парк внутри здания» и рассеивает свет по всем частям здания в течение дня.

Главная улица в здании длиной 100м, высотой 25м. Верхние уровни светлые и белые, как облака в небе, а нижние уровни более осязаемы и теплые, облицованы деревом. Это будет служить и разграничением общественное пространство (с деревянной облицовкой) и частное пространство (в белом цвете).

Текстуры, использованные в качестве финишной отделки, неоднозначны, что заставит детское воображение работать. Внутренние стены перфорированы, вызывают интерес, для поддержания темы пластин, навесов, спальных помещений и самой природы. В дополнение к эстетике эти перфорации имеют важные функции. Секции перфорированных стен каждого уровня позволяют притягивать воздух из лабиринта под зданием, где воздух охлаждается естественным образом посредством воздуховодов, расположенных за перфорированными стенами. Теплый воздух вытесняется из верхней части здания, создается эффект естественного охлаждения. Верхние части перфорированных стен и участки перфорированной крыши отделаны поглощающим нетканым материалом, поглощающим шумы.

Форма дверного проема расширена книзу как у ствола дерева, цель этого – придать главной улице привлекательный для детей внешний вид и привнести элементы парка в здание. Окна плывут по перфорированным стенам, напоминая плывущие листья. Этот характерный естественный стиль важен при продолжении темы здания.

Большой художественный объект будет использован для ориентации в помещении и нахождении пути. Интерес, созданный подобными объектами, используется для естественного направления посетителей по зданию. Высоко над «улицей», в пустоте подвешивается еще один художественный объект. Эти объекты помогают разбить масштабное соотношение внутри здания и служат основной достопримечательностью «улицы». В дополнение круглый аквариум высотой 7,5м  можно обозревать со стороны главного входа и отделения неотложной помощи. Аквариум отвлекает внимание и служит объектом для ориентации в здании.

Лестница вокруг бассейна ведет от главного входа в отделение неотложной помощи. Планируется, что места для сидения здесь будут оформлены в виде веток коралла, где каждый изгиб служит пространством для семьи. Это расширяет тему природы, интерьер не выглядит скучным и казенным.

Три внутренних дворика расположены в центре амбулаторного отделения, в них расположены зоны ожидания, в которых разными цветами выделены зоны для приема и регистрации. В продолжение природного стиля в этих зонах применяются изогнутые формы.  Характерные цвета стен и мебели помогают ориентироваться в здании.

Помещения со спальными местами (палаты) спроектированы как пассивные места для отдыха. Цвета, используемые здесь, намного светлее, стены имеют изогнутую форму. Последовательная тема природы соблюдается в дизайне этих помещений.

Проект детской больницы в Мельбурне является практическим воплощением заботы посредством природы – свежий взгляд на создание позитивной рабочей атмосферы для медицинского персонала и дружественной, бесстрессовой обстановки для семьи и ребенка, нуждающегося в уходе.

 

Комментарии запрещены.